22Ноябрь2017

Крещение Святым Духом

Крещение Святым Духом - термин христианского богословия, встречающийся в Библии и обозначающий событие (по мнению некоторых - процесс) в жизни верующего или в истории христианской церкви.

В некоторых христианских традициях синонимами крещения Святым Духом являются фразы «крещение Духом», «духовное крещение», «исполнение Духом (Святым)», «схождение Духа (Святого)», «рождение в Духе Святом» (от Духа Святого), реже - «запечатление Святым Духом», «излияние Святого Духа», «помазание Святым Духом», «принятие Святого Духа».

Термин в Библии:


Термин «крещение Духом Святым» встречается четыре раза в Евангелиях (Мф.3:11, Мк.1:8, Лук.3:16, Иоан.1:33) и два раза в Книги Деяний (Деян.1:5, Деян.11:16).

В других отрывках Библии используются схожие термины: «излияние Духа» (Иоил.2:28-29, Ис.44:3), «принятие Духа» (Иоан.7:39, Иоан.20:22, Деян.8:15, Деян.10:47), «исполнение Духом» (Деян.2:4, Еф.5:18) и др.

Примеры исполнения Святым Духом:

  • День Пятидесятницы (Деян.2:1-4)
  • Дом Корнилия (Деян.10:44-48)
  • Павел в Ефесе (Деян.19:1-7)
  • Пробуждение в Самарии (Деян.5)
  • Савл в Тарсе (Деян.9)

Понимание в христианстве:


Все христианские конфессии признают крещение Святым Духом, но наполняют этот термин разным содержанием.

Крещение Святым Духом в католицизме:

Согласно учению католической церкви рождение в Святом Духе происходит с каждым человеком в момент его крещения. При этом, Святой Дух снисходит на крещальную воду, и получающие крещение рождаются «от воды и духа». Обогащение силой Святого Духа осуществляется через таинство миропомазания. Дабы ознаменовать получение Святого Духа, совершается помазание благовонным маслом. Верующий, принимающий Конфирмацию получает печать Святого Духа. При этом, священник произносит: «Прими знамение дара Святого Духа»Подобно крещению, таинство миропомазания даётся только один раз.

При этом, в католической церкви растёт число верующих, вовлечённых в движение харизматического обновления. Католики-харизматы понимают крещение Святым Духом как отдельный этап в духовной жизни, точно также, как пятидесятники.

Крещение Святым Духом в православии:

Учение о крещении Святым Духом в православии схоже с католическим. Крещение Святым Духом происходит с верующим в таинствах Крещения и Миропомазания.

С 1970-х годов некоторые православные общины оказались затронутыми движением харизматического обновления, с его пятидесятническими представлениями о крещении Святым Духом. Так, в 1978 году архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Иаков официально ободрил деятельность харизматического православного архимандрита о. Евсевия Стефану. По признанию Стевану, крещение Святым Духом (в пятидесятническом понимании) революционным образом изменило его жизнь и служение. В харизматическом движении также участвовали ряд священников из Антиохийской православной церкви.

Крещение Святым Духом в протестантизме:

В ряде протестантских традиций крещение Святым Духом рассматривается как единичное событие в жизни церкви, произошедшее в День Пятидесятницы и более не повторяющееся. Англиканская, лютеранская и реформаторские церкви полагают, что крещение Духом Святым совершается в момент конфирмации. Первые американские баптисты унаследовали от англикан обычай возложения рук на прошедших водное крещение, для «получения Святого Духа». При этом, баптисты считают, что крещение Святым Духом не сопровождается видимыми доказательствами. У большинства евангельских христиан крещение Святым Духом ассоциируется с концепцией возрождения («рождения свыше»). При этом, во всех протестантских традиция (за исключением пятидесятничества) термин «крещение Святым Духом» используется редко.

Во всех крупных протестантских конфессиях (включая баптизм и адвентизм) существуют харизматические общины, принимающие догмат о крещении Святым Духом в его пятидесятническом понимании.

Крещение Святым Духом в пятидесятничестве:

Крещение Святым Духом является одним из главных догматов пятидесятников. Особое понимание крещения Святым Духом сделало этот догмат отличительной особенностью всего пятидесятнического движения.

Пятидесятники видят в крещении Святым Духом отдельное событие, являющееся кульминационным в процессе духовной жизни. В момент крещения Духом Святым в сердце человека наполняется присутствием Святого Духа и становится «жилищем» для Него. Крещению Святым Духом обязательно предшествует покаяние и освящение («рождение свыше»).

Традиционные пятидесятники считают, что доказательством крещения Святым Духом (внешним видимым признаком) является говорение на иных языках. Зачастую, эти два термина (крещение Святым Духом и говорение на языках) используются как синонимы. В некоторых церквах (Пятидесятническая церковь «Елим», Евангелическая пятидесятническая церковь Чили) говорение на иных языках не является обязательным. Человек, крещенный Святым Духом также может получить другие духовные дары.

Целью крещения Святым Духом является исполнение верующего сверхъестественной силой Божией, которая необходима для нравственной жизни и эффективного служения Богу.

Основываясь на Еф.5:18, пятидесятники полагают, что исполнение Святым Духом является повелением Бога.

ru.wikipedia.org